Лодки манси

С XVII — XVIII вв.

лодки манси

Лишь рыболовы сохраняют некоторое количество деревянной и берестяной посуды — миски, блюда, корытца, ложки, туеса. Женщины шьют из оленьих шкур мешки для хранения рукоделий, украшая их мозаикой, делают берестяные коробки для хранения шитья, рукоделий, коробки украшают орнаментом, выскабливая их на бересте. Русские уже не застали у манси родов, хотя ряд путешественников и ученых еще в XIX в. Дуально-фратриальное деление особенно характерно именно для северных манси, но заключение браков по правилам дуальной экзогамии, судя по брачным связям по данным метрических церковных книгзафиксировано у всех групп манси в конце XVIII — XIX вв. Более мелкое подразделение фратрии — генеалогическая группа кровных родственников, ведущая свое происхождение от одного нередко мифологического зооморфного предка, очень похожа на род, однако не имеет такого признака как родовая экзогамия. Уже к XIX в. Функции территориальной общины заключались в регулировании земельных отношений, когда угодья находились во владении отдельных семей или семейных групп традиционного института собственности на землю у манси не было.

  • Культурное наследие Югры
  • Манси, как и другие народы Сибири, были обложены ясаком. Ясак исчислялся с каждого мужчины от 16 до 59 лет. Этот фискальный порядок, а также христианизация окончательно закрепили патриархальные отношения в мансийском обществе, хотя в фольклоре и даже в быту в конце XIX — начале XX вв.

    лодки манси

    До XV — XVI вв. Межплеменные столкновения, войны с ненцами, хантами, татарами, коми, русскими были часты во II тыс. Однако в тот период у манси еще не сложились феодальные отношения, как это считал С. Семья становилась основной экономической и социальной единицей у манси уже в XVIII в. Этот процесс завершился к XX в. Брак у манси заключался по сговору и сватовству, с выплатой калыма и приданого, практиковались брак-обмен женщинами из разных семей и брак-похищение. В прошлом, до христианизации манси и даже еще в XVIII — XIX вв. Это объяснялось тем, что были распространены браки на малолетних, к тому же нередко жена была значительно старше мужа. Нередко к мужу-мальчику брали в жены взрослую девушку — как работницу в хозяйстве, так как в охотничье-рыболовческом хозяйстве большое значение имел женский труд. Однако мансийская семья своеобразна: В христианство манси были обращены в XVIII в. Способы обращения в христианскую веру были и мирными, и насильственными. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. К наиболее развитым областям животноводства можно отнести разведение лошадей, а также крупного и мелкого рогатого скота. Кроме того, развито птицеводство. Из промысловых рыб ловили хариусаязящукуплотвуналимакарасяосетрастерлядьнельмумуксунащокурапыжьянасырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдьизысканный деликатес. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Большое значение в быту имел сибирский кедрс которого собирали огромный урожай кедровых орехов.

    лодки манси

    Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посудаящики, коробки, корзины так называемые корневатики. Обряд распространен по сей день. Широко распространено о хантов почитание лося. Лось - символ достатка и благополучия. Как и медведь, лось приравнивался к человеку, о них нельзя было говорить плохо. Лося называли не собственным именем, а прибегали к описательным формулировкам. Огромным почитанием пользовалась лягушка, которую называли "между кочек живущая женщина". Ей приписывается способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную роль при выборе брачного партнера. У хантов существовал запрет отлавливать лягушек использовать их в качестве насадки. Запрещалось есть щуку или налима, если в них находили остатки лягушки. Предки хантов искали поддержку у деревьев. Пару растущих рядом деревьев называли дедушкой и бабушкой. Кроме того, дерево мыслилось как лестница, которая связывала земной, подземный и небесный миры. Много тысячелетий насчитывает почитание огня. У хантов огонь представлялся женщиной в красном халате, которая требовала определенных правил обращения с ней. Считалось, что огонь предсказывает ближайшие события, разговаривая треском. Были особые специалисты, которые могли с ним общаться. За огнем признавалась способность защитить и очистить. Считалось, что он не даст войти в дом злым духам, снимет порчу с оскверненных предметов. По всей вероятности, огонь для предков хантов был одним из первых богов. Богами были и фантастические человекоподобные существа. У хантов сильны представления о духах-хозяевах местности, которые изображались в виде идолов. Более или менее одинаковыми у всех групп угров выглядели амбарчики - жилища хозяев-идолов. Изображения хозяев их одежда, подносимые подарки были индивидуальными. Полагали, что духи местности как и люди любят блестящие металлические украшения, бусы, бисер, меха, стрелы, трубку с табаком. Еще и поныне в некоторых местах можно обнаружить такие амбарчики, в которых хранятся подобные диковинные предметы. Это стражи не только местного, но и мирового порядка, их можно только просить, но наказать их человек был бессилен. Были существа более низкого ранга, в виде человекоподобных фигур разного уровня: Семейного или домашнего духа чаще всего символизировала деревянная фигурка в форме человека, либо сверток из тряпок с бляхой на месте лица. Хранил идолов и заботился о них мужчина - глава семьи. От семейного духа зависело благополучие и достаток семьи. Сколько заботы будет проявлено о духе деревянной фигуркестолько же заботы будет проявлено им о человеке.

    Христианские догматы не были усвоены хантами так, как хотелось бы деятелям русской церкви. Шаманы считались куда более надежными помощниками, чем Иисус Христос или Богородица. В результате традиционные воззрения переплелись с элементами христианства. К христианским иконам ханты стали относиться также как к духам: Бог Торум ассоциировался со святым Николаем. Ханты его называли Микола-Торум. Считали, что по небу он ходит на подбитых лыжах и следит за миропорядком, наказывая за нарушение норм поведения. Хантыйская богиня Анки-Пугос, стала восприниматься как Богородица, а Богородица, в свою очередь оказалась наделенной функцией ясновиденья. В хантыйской среде были уважаемы женщины, которые по сновидениям предсказывали будущее. Религия и фольклор ханты и манси были тесно переплетены, что свойственно обществам на ранних стадиях исторического развития. У северных обских угров много рассказов о существах миш хапт. Они близки лесным духам, на Сосьве их считают детьми менквов. У других групп они называются просто лесными людьми. Они живут в лесу, имеют семьи, их женщины отличаются красотой и приветливостью. Лесные люди охотятся на зверей, имеющих особые признаки, собакой им служит медведь или соболь с шелковым шнурком. Жилище лесных людей очень богато, обложено мехами, у них много соболиных шкур. Они дают охотничье счастье. Ханты и манси наделяли особыми свойствами и некоторых животных. Самым известным является культ медведя, но о нем будет отдельно сказано ниже.

    Народы ханты и манси | Контент-платформа etokon.ru

    Почитание других животных имело менее развернутые формы. У некоторых групп ханты и манси почти равное положение с медведем занимал лось. Ему приписывалось небесное происхождение и понимание человеческой речи, в разговорах о нем употреблялись подставные названия.

    Манси — Википедия

    Для обеспечения удачного промысла изображениям лося подносили жертвы. Волк считался у манси созданием злого духа Куля. Его тоже называли лишь описательно, на его шкуре клялись и выявляли воров. Особым было отношение к пушным зверям: Пресмыкающиеся, как порождение нижнего мира вызывали опасение. Змею, ящерицу и лягушку запрещалось убивать или мучить. Так что и рыба для них — деликатес.

    лодки манси

    Между прочим, рыбу мы и не видели на столе. А вот несколько рецептов блюд из лосятины. Кусочки жареной лосятины в собственном жире, со свеклой.

  • Уральский словарь. Манси
  • К ним подается хлеб. Кстати, свекла для трескольцев — тоже лакомство. Особо надо сказать о хлебе. Он в Трескролье просто бесподобный! Огромные с хрустящей корочкой буханки пекутся или в печи дома, или прямо на улице, в специальных чанах. Ведь картошка, свекла, зелень, морковь не требуют какого-то специального ухода. Причин нежелания разводить огороды оказалось много. Трудности в удобрении почвы. Вернее, с доставкой удобрений и хорошей земли. Экстремальные климатические условия и т. Трескольцы не хотят заниматься выращиванием овощей. У них это не в крови. Решили сходить на мансийское кладбище, расположенное неподалеку. Место такое, будто это маленький лесной полуразвалившийся поселок. Все очень не похоже на русское кладбище. Нет ни крестов, ни фотографий. Есть лишь небольшие деревянные срубы, на которых кое-где лежат нарты. В таких могилах похоронены старики, у которых олени были. Отправляемся обратно в деревню. Поперек тропинки у выхода с кладбища лежит палка. Сопровождавшая нас женщина-манси подняла ее, подождала, пока мы все пройдем, и снова положила палку: Манси Василий и Анна. Они скромны до умиления: Надо есть а для этого добывать пищучтобы обогреваться, нужны костер и печь, одежда, дом. Имея свое понимание окружающей среды, земли, неба, ночи, дня, смены погоды и времени года, они не вопрошают, не сетуют. В том их жизнестойкость. Они не ловят ветры надежд, но хорошо знают розу ветров. Торум — верховный языческий бог у манси. Несмотря на всеобщую христианизацию и разрушение святилищ, манси сохранили веру в своих богов. И в подтверждение тому — священные амбарчики во многих паулях, сберегаемые и в наши дни. Например, у Хандыбиных и в Тресколье. Возле избы высоко над землей, на трех срубленных соснах — священный шайтанский амбар. На территории Ханты-Мансийска находится этнографический музей-заповедник под открытым небом Торум-маа. В лесу стоят настоящие строения ханты и манси, перевезенные из разных уголков округа. В запаснике — медвежья голова у аборигенов культ медведявеера из перьев лебедя, изделия из птичьих лапок и прочие религиозные ценности и предметы быта.

    Справа если смотреть от входа в парк от основной экспозиции установлены идолы. Следует отметить, что идолы — не услада глаз туриста; они регулярно используются ханты и манси по назначению. Местное руководство вело себя странно. Шесталов [Юван Шесталов — известный мансийский поэт, во времена описываемых событий — депутат Верховного Совета СССР] клялся, что устроит нам пару ритуальных праздников. Уж он-то знает, что есть и чего нет у его соплеменников, которых он воспевает своим творчеством. Как говорится, нашли дураков. Кто признается, что шаманит? Все хорошо помнят, как власть искореняла чуждые идеологии. Они профессионально хранят традиции, в хорошо пошитых костюмах, под ярким светом юпитеров. Поезжайте в Ханты-Мансийск, как-никак — столица автономии. Там и шаманский бубен найдете, и в музее, как в натуре, все снимете. Как раз этого режиссер избегал. Юван Иван Николаевич Шесталов, знаменитый мансийский поэт. Родился в г. Учился в Ленинградском пединституте им. Герцена и Тюменском пединституте. Скульптор, режет по дереву. Как сам говорит, написал две мансийских оперы! Наконец, он подпольный шаман. У него в роду все шаманили. Деревенька Вежакоры на берегу Оби. Ми-4 сделал разворот над Березово Долго вертелись в предполагаемом районе. Сверху видны только четыре старых избы. Пилоты приметили приткнувшуюся у одной избы лошадь. Раз есть живая лошадь, значит, есть живые люди, рассудили они. Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины так называемые корневатики. Распространены были изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. В районе Приобья археологами было обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литьё. Известны были им и доспехи. Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения. Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты с собачьей, оленьей или конной упряжкой. Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Тягловой силой служил человек, либо собака, либо они тянули нарту вместе. Упряжь человека — бечевка длинной 1,5 м. Петлю одевали собаке на шею и закрепляли веревками под грудь за передними ногами. Нарта практически повторяет ручную нарту, описанную выше. Отличия заключаются в больших размерах оленьей нарты и массивности отдельных ее частей; кроме того она имеет четыре копыла, на ручной, обычно три. Длина нарт в среднем 3 м.

    Ездовые нарты устроены также как грузовые, но чуть меньшие по размерам и обработаны более тщательно. Еще раз лодку обработать смолой и после полного высыхания лодка готова к применению. Сверху желоб необходимо закрыт доской, чтобы не попала земля, которой засыпается верх желоба. Воронку необходимо заполнить до верха рубленой берестой. У кромки приготовленной воронки устанавливается чан чугунная емкость примерно 60 литров фото Вокруг чана развести костер и поддерживать его в течения суток, чтобы береста медленно томилось, выделяя деготь. Кино Кинематограф Музыка Театр "Государственный Театр обско-угорских народов - Солнце" "Сургутский музыкально-драматический театр" Культурные центры Литература Литературная жизнь Писатели Югры Произведения Средства массовой информации Персоналии Археологическое наследие Археологические культуры Археологические памятники Исследования Геральдика Изобразительное искусство Виртуальная галерея Художественная жизнь округа Художники Югры Краеведение Аннотации изданий Библиографические указатели Исследования тексты Ученые и краеведы Югры Именной Географический Библиографический Изображения Приложения. Общий поиск Расширенный поиск. Основное средство передвижения по воде. Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки чирканы и самострелы. Поселения постоянные зимние и сезонные весенние, летние, осенние на местах промысла. Поселок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах. Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы ягушка, сахплатка и большого количества украшений кольца, бисерные бусы ит. Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов -из оленьей шкуры малица, гусьили суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками лузан.