Просторечная лексика в сказке о рыбаке и рыбке

Народное поэтическое творчество для Пушкина - это прежде всего форма национального самосознания. Фольклор как система складывается из жанров, и каждый жанр выполняет свою особую функцию в процессе народного самосознания. Сказка в ряду других жанров - особенное явление. В ней соединились те художественные элементы фольклора, в которых наиболее ярко выразился народный характер и народная мысль о человеке. Пушкин увидел в сказке форму, созданную гением народа и пригодную для создания в литературе психологических характеров, исследования социальной психологии и связанных с ней нравственных философских законов жизни человеческого общества. Но поэт при этом понимал, что не любой тип народной сказки способен служить подобной цели. Пушкин интуитивно выбирал те разновидности сказки, сюжеты, мотивы, которые наиболее легко, естественно, органично поддавались психологизации: С таким интуитивным художественным отбором связана и наиболее важная особенность сказок Пушкина, отличающая их, они объединены в цикл, пронизаны многообразными внутренними взаимосвязями, каждый последующий текст дополняет предыдущий постановкой и решением проблем. И хотя каждая отдельно взятая сказка имеет собственный законченный сюжет, все же она представляет собой только часть "метатекста", универсального поэтического целого и потому становится окончательно понятна именно в контексте всего цикла. Это надо помнить учителям, воспитателям детских садов - всем, кто работает с пушкинскими сказками и хочет донести до читателя подлинную мысль поэта. Пушкин - единственный писатель первой трети 19 века, которому удалось создать стройный, внутренне логичный цикл литературных сказок [56, с. В отличие от своего "учителя" Жуковского, Пушкин интересовался, прежде всего, самим фольклором, стремясь познать не только отдельные черты его поэтики, но уловить его поэтическую целостность. Фольклор для Пушкина был не средством, а целью. Изучая художественную форму, поэт хотел понять ее смысловую наполненность, дойти до ее первоначального, древнего мифологического содержания, нередко "очищал" сами фольклорные тексты от наслоений времени, реконструировал их. В своих сказках он пытался в первую очередь сохранить народный взгляд на вещи. Отсюда проистекало бережное обращение с фольклорными источниками сказок. Но этим поэт не ограничивал свою задачу. Сказка нужна была ему, чтобы выразить свои собственные мысли об обществе и человеке, но так, чтобы они органически "прорастали" сквозь народный смысл сказок, дополняли, развивали и углубляли его.

Пушкин брал на вооружение природную мудрость народа и своей мыслью возводил ее в ранг глубокого диалектического философского взгляда на земное существование человека. Вся история начинается с просьбы рыбки о пощаде Д5когда старик поймал её в свои сети:. Если сравнивать с народной сказкой, то её начало соответствует сюжету из фольклора: В распоряжение героя попадает волшебное средство Z. И старик поступает в духе положительных сказочных героев Г Поимка и пощада животного вынесены в этой сказке к началу. Мы готовы к тому, что старик будет вознаграждён, но сюжетная роль старика меняется, становится второстепенной — он лишь связующее звено между старухой и рыбкой. Сам герой не делает ничего, волшебный помощник рыбка исполняет всё. Русский язык 5 баллов 10 часов назад. Придумай и запиши предложение с однородными членами. Придумал вопросительное предолежение,в котором подлежащем является местоимение. Безмотыльные мормышки на окуня видео Черно белый дизайн ногтей видео уроки Магниевые пластины для лодок купить. Корзина 0 товаров На сумму 0. Рыболовные принадлежности Литература Багорики Спорттовары Бандажи Бассейны Биты, ловушки и мячи Тур. Информация для покупателей Услуги Сводная таблица моторов и лодок. Данная находка Ершова используется в дальнейшем Твардовским А. Удивляясь быстроте бега конька-горбунка, братья вскричали: Что за бес такой под ним? Чудо-огонек, который увидел Иван на поляне, тоже вызывает его изумление.

просторечная лексика в сказке о рыбаке и рыбке

Вишь какой морской шайтан", говорит Иван про Кита Китовича,когда последний долго не приносит перстень Царь-девицы. Чтобы вытащить "с перстнем красный сундучок", ерш позвална помощь сельдей. Однако у них не хватило сил на это. Тогда ершкрикнул "со всех сердцов": Он назвал сельдей их собственным именем. Казалось бы,выражение "настоящие селедки" не должно нести на себе какую-либо образность. Но в данном контексте оно воспринимается как метафора. Указанные выше метафоры звучат в речи персонажей. Они в одних случаях выражают настроение героев, в других их отношения между собой. Все это дало Пушкину большой материал для изображения картин русской жизни подлинно народным, реалистическим языком. С родным языком Пушкин знакомился и по различным письменным источникам. В его библиотеке были имели следы различных пометок сборники былин, песен, пословиц.

  • А.С. Пушкин: марта
  • Написанные им самим песни фольклористы не могли отличить от народных. В Псковской губернии он записал целую тетрадь около 50 народных песен. Он делал выписки из сборников пословиц и давал к ним толкования. Пушкин проявлял интерес к диалектам, советовал вслушиваться в простонародные речения. Он включает многие просторечные слова и выражения и синтаксические конструкции в литературное употребление. Из года в год возрастало его внимание к народно-разговорной речи, все шире вводились в язык художественных произведений разговорно-просторечные элементы. Тебе нужна помощь по школьным предметам? Большинство вопросов получают ответ в течение 10 минут ; Войди и попробуй добавить свой вопрос. Или помоги другим с ответом! Найдите в тексте просторечные слова. Попроси больше объяснений Следить Отметить нарушение от yarmak Войти чтобы добавить комментарий. Регион Лаппеенранта и Иматра. И тогда нам еще ближе, еще дороже становится Пушкин. Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Пушкина - это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Мне показалась интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с детства. В творчестве Пушкина процесс демократизации русского литературного языка нашел наиболее полное отражение, так как в его произведениях произошло гармоническое слияние всех жизнеспособных элементов русского литературного языка с элементами живой народной речи. Слова, формы слов, синтаксические конструкции, устойчивые словосочетания, отобранные писателем из народной речи, нашли свое место во всех его произведениях, во всех их видах и жанрах, и в этом основное отличие Пушкина от его предшественников. Деятельностью Пушкина окончательно был решен вопрос об отношениях народно-разговорного языка и литературного языка. Уже не осталось каких-либо существенных перегородок между ними, были окончательно разрушены. Пушкин заметил, что поэтический язык фольклора точно соответствует бытовой ситуации, реальным чертам жизни и характерным представлениям простонародья. И это наблюдение позволило Пушкину создать свой собственный фольклор, создать свои знаменитые сказки: Сюжеты части этих сказок взяты Пушкиным из иноземных источников, но исполнение их в стиле народного быта и представлений, в стиле народного языка, точно выражающего этот быт и представления, сделали сказки русскими, сделали русский фольклор Пушкина. Именно поэтому я и увлеклась этой частью творчества великого писателя. В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования и для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи. Пушкиными их роль в создании образов. Особенности употребления разговорной лексики в сказках А. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества.

    Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение. Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья. Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин был восхищен их поэтичностью. Рассказывалось множество интереснейших сказок, повторялось громадное количество поэтических загадок, пословиц и поговорок. Римского-Корсакова и одноименной сказки А. Вербицкая Елизавета Анатольевна 30 Мар разное Сказка о рыбаке и рыбке Сафонова Виктория Александровна 30 Мар документ Литературное слушание.

    МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЯЗЫКОМ «СКАЗКИ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» А. С. ПУШКИНА

    Произведения о семье Тема: Работа с произведением С. Пушкина "Сказка о золотом петушке". Путешествие по любимым сказкам А. Донских Ирина Викторовна 31 Мар документ Театрализованная деятельность в старшей группе, по сказке А. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" Фокина Лидия Петровна 30 Мар разное Медали к играм и викторинам по сказке А. Пушкина "Сказка о попе и о работнике его Балде" Фокина Лидия Петровна 30 Мар Развитие речевых способностей младших школьников при работе с произведением А. Конспект НОД по сказке А. Урок литературного чтения Тема: Медали к играм и викторинам по сказке А. Интерактивная игра по сказке А. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации в СМИ Эл. Астрономия Биология Воспитательная работа География Директору, завучу Доп. Классному руководителю Логопедия Математика Музыка Начальные классы ОБЖ Обществознание Русский язык и литература Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физкультура Химия Школьному психологу Языки народов РФ. Дистанционный курс "Оказание первой помощи детям и взрослым" от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца часов. Начало обучения новой группы: Подать заявку на курс.

    просторечная лексика в сказке о рыбаке и рыбке

    ПУШКИНА Работа над языком художественного произведения — одно из важных звеньев раскрытия его идейно-художественного смысла. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: Работа над интонацией сказки. Ещё пуще старуха бранится, Не даёт старику мне покою: Старик пытается смягчить старуху, польстить ей: Ни ступить, ни молвить не умеешь. Не умел ты взять выкупа с рыбки! Иная лексика при работе над портретом старухи-царицы: Состояние рыбки-пленницы, попавшей в невод, передаётся фразой как взмолится золотая рыбкав которой слились воедино и страх, и отчаяние, и мольба, и внезапность, непредвиденность случившегося. В работу по анализу образа целесообразно включать элементы поисковых заданий, выразительное чтение с постановкой исполнитель- ской задачи, элементы словесного рисования, угадывание позы, жеста персонажа. Откупалась чем только пожелаю. Старик может быть насмешливым: На чём свет стоит мужа ругает — ругает сильно. Белены объелась — обезумела. Раскрытие особенностей пушкинского эпитета. Работа с историзмами и архаизмами. Простыми словами 1 ставка. Ребят, где можно купить бу квадроцикл yamaha grizzly по хорошей цене? Астрономия Чёрная дыра - это место разрыва полотна? Потому в пушкинских сказках могут обрести цельность, найти свое место самые разные литературные и фольклорные поэтические элементы, могут вступать в самые разнообразные сочетания. Такой способ циклизации сродни "библейскому": В "Библии" господствует длящийся ритм исторического у Пушкина нравственно - философского движения, которое не может замкнуться и каждый отдельный отрывок которого имеет свой подлинный и окончательный смысл лишь по связи со всеми остальными [56, с. Такая установка диктовала Пушкину тщательный отбор не только конкретных текстов сказок, но и ее жанровых разновидностей, сюжетных мотивов и ситуаций. Пушкин избрал те жанры, в которых наиболее ярко в идейном и эстетическом отношении воплотились "чаяния и ожидания народные", именно: Действительно, все сказки А. Пушкина построены на основе двух устойчивых, повторяющихся, архетипических ситуаций.

  • Язык сказки о рыбаке и рыбке: методика работы над языком «сказки о рыбаке и рыбке» а. с. пушкина
  • В зависимости от этого тексты можно разделить на три группы: Но это единственная сказка, не имеющая народного источника. Пушкин "надстраивает" над народным собственный смысл и важнейшие нравственные, философские проблемы, переходя из сказки в сказку, волнуют автора и получают в последней сказке обобщающее, символическое выражение. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" - один из самых сложных и загадочных пушкинских текстов. У сказки мифологические истоки. Эта сказка - самая эпическая из всех, самая монументальная и по своему обличию очень близка к фольклору. Это история-притча в стихах, созданная по законам волшебного жанра, это волшебная сказка, построенная на основе бытовой бытоописание из жизни простых крестьян. Сказка начинается с исходной ситуации, где перечисляются члены семьи: Проппа, рассматриваемой выше, пушкинская золотая рыбка относится к особой разновидности сказочных героев - "волшебным помощникам", которые выполняют желания героев. В сказке "Сивко - Бурко" герой, которому удаётся взять к себе на службу коня, получает награду. В сказке "О рыбаке и рыбке" этого не происходит, всё возвращается к началу. Если сравнивать с народной сказкой, то её начало соответствует сюжету из фольклора: В распоряжение героя попадает волшебное средство. И старик поступает в духе положительных сказочных героев: Поимка и пощада животного вынесены в этой сказке к началу. Однако с этого момента сюжетная роль старика меняется, становится второстепенной. Теперь он - лишь связующее звено между благодарной рыбкой и алчной старухой. Позиция сказочного героя, как известно, определяется его функцией. Служба злой и жадной героине изменяет его позицию в сказке. Мотив благодарного животного сменяется мотивом наказания за неоправданные, чрезмерные желания, что свойственно скорее притче или басне, чем волшебной сказке. Встав на сторону отрицательной героини, старик теряет самоценность, его роль в сказке не совпадает с изначально заданной. И хотя старухины желания получают оценку в устах старика вздуриласьсварливая бабапроклятая бабаон тем не менее не пытается противостоять её воле. Сам герой не делает ничего, волшебный помощник рыбка исполняет всё. Он начинает служить злой и жадной героине, которой всегда чего - либо не хватает, и это изменяет его позицию. Встав на сторону отрицательной героини, старик теряет самоценность, он становится лишь исполнителем чужой воли [27, с. По указанной уже классификации Проппа его можно теперь назвать "пострадавшим героем", посредником.

    просторечная лексика в сказке о рыбаке и рыбке

    Старуху же можно отнести к ложному герою, который стремится к публичности, власти, богатству. Старуха с приказанием отсылает старика к рыбке, сопровождая свои слова угрозами: Почему старик не перечит старухе? Ведь он её называет "сварливая баба", "пуще прежнего старуха вздурилась", "проклятая баба". Дистанция между стариком и старухой увеличивается, хоть и не сразу. Пока старуха просит новое корыто, перед нами бытовая сцена. Но потом старик будто забывает что перед ним жена. Сословные отношения берут вверх над семейными, человеческими. Он боится своей жены, а не столбовой дворянки. Почему Рыбка перестала выполнять желания старухи? Ведь в сказке "Сивка - Бурка" желания не ограничены. Пушкин вводит в сказку моральную проблематику. Только за жадность она наказана. В сказке очень важна деталь: Это не просто реакция рыбки - это ответ богини, место которой хотела занять старуха, к тому же превратив богиню в свою служанку. Став "владычицей морскою", старуха посягает на свободу рыбки. Эта сказка об угнетении. Ещё современники Пушкина говорили, что это один из первых манифестов в России против нового жестокого строя. Пушкин раньше других увидел беду, которая надвигалась на Россию вместе со страшной поступью "железного века" - это нарождающийся капитализм, непомерная жадность. В отличие от других сказок, структура которых изящна, ажурна, движение здесь обобщено. Каждый поход старика к морю это не просто "функция" - это поступок, в котором видна огромная беда, общая драма. Композиция сказки - замкнутый круг:. Круг, из которого выхода, кажется, нет. Вся сказка держится на энергии повтора - одного из самых распространённых художественных приёмов русского народного искусства. Принцип повтора сливается у Пушкина с традиционным для народного искусства приёмом нарастания.

    просторечная лексика в сказке о рыбаке и рыбке

    На земле - от корыта до царского сана. На море - от синей безбрежности до чёрной бури. Всё беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:. Есть в этой сказке ещё одно действующее лицо - море. Море выступает как полноправный герой сказки. Самым непосредственным образом откликается оно на все сказочные события.